Выступление на ГМО
19 декабря 2016
Активизация сотрудничества родителей и ДОУ в рамках семейного клуба по развитию речевой культуры
Семья — основная ячейка любого общества и любой цивилизации.
Первые знания о родном языке ребёнок получает в семье. Именно в семье создаются социально-культурные условия, в которых ребёнок начинает овладевать речью. Однако, как показывает практика, с каждым годом наблюдается увеличение детей с нарушением речи. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии так же высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. В связи с этим стала актуальной проблема поиска оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с нарушениями речи и включения родителей в педагогический процесс.
Учитывая запросы родителей и назревшие проблемы, я организовала в ДОУ семейный клуб «Совёнок». Семейный клуб «Совёнок» имеет познавательно-речевое направление.
Целью данного семейного клуба является повышение педагогической грамотности родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка.
Задачи:
- Вовлечь родителей во взаимодействие с ДОУ по вопросам формирования правильной речи детей через использование различных форм работы.
- Повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей путём психолого-педагогического просвещения.
- Формировать осознанное отношение семьи к коррекционному обучению и воспитанию детей.
- Познакомить родителей на практике с требованиями, приёмами и содержанием коррекционной работы с детьми.
- Помочь родителям приобрести специальные знания необходимые для занятий с детьми дома.
- Создать благоприятный климат в ДОУ и семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка.
Реализуя данные задачи, ожидаю получить следующие результаты:
- повысить уровень заинтересованности родителей в работе с детьми;
- активизировать детей и родителей при их совместной работе;
- увеличить положительную динамику речевого развития детей;
- наладить контакт: сделать отношения более доверительными между родителями и детьми, родителями и дефектологом;
- повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам речевого развития;
- включить родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
- расширить знания родителей о дидактических играх, которые можно использовать в домашних условиях для познавательного и речевого развития ребёнка;
- помочь приобрести новые и обогатить имеющиеся знания родителей в области речевого и познавательного развития;
- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Заседание семейного клуба «Совёнок» проходит 1 раз в два месяца. Его посещают все желающие родители воспитанников нашего ДОУ, но большую часть составляют родители детей зачисленных на логопункт. Я организую встречи с родителями, используя разные формы работы:
1) анкетирование, которое позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей;
2) консультации для родителей по запросам родителей, по интересующим и волнующим вопросам речевого и познавательного развития ребёнка;
3) дни открытых дверей. Проводятся для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним;
4) семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги. Проводятся с целью приобретения не только новых знаний, но и получения необходимых практических навыков для дальнейшей помощи своему ребёнку в процессе обучения и воспитания.
5) круглые столы, родительские собрания, где происходит обсуждение или освещение каких-либо вопросов, все родители имеют равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке;
6) выставки творческих работ, дидактических игр, методической литературы, которые способствуют распространению педагогических знаний среди родителей, а так же активизации педагогического самообразования родителей;
8) конкурсы, развлечения, праздники создают дружеские отношения между взрослыми и детьми, воспитывают интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность, способствуют развитию мыслительной и речевой деятельности детей.
Тематику встреч в клубе выбираю с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу коррекционно-образовательного процесса проблем. Предварительно с родителями провожу анкетирование или индивидуальные беседы, которые также выявляют их интересы, запросы, проблемы, трудности и пожелания. На основе этих данных, совместно со специалистами ДОУ, составляю тематический план работы клуба.
Перспективный тематический план работы семейного клуба «Совёнок»
на 2016-2017 учебный год
№ |
Тема мероприятия |
Форма проведения |
Ответственный |
Сроки |
1 |
«Играя, учимся красиво говорить» |
1. Анкетирование: «Что я знаю о ребенке» 2.Консультация «Фонематический слух – как основа понимания речи».
3.Семинар-практикум «Игры на развитие фонематического слуха».
4.Мастер-класс «Изготовление шумовых инструментов».
5.Сценки с шумовыми инструментами «Мышиная история», «Заяц в лесу». |
Руководитель: учитель-дефектолог Власюк В.Н.
учитель-дефектолог Власюк В.Н., родители, дети.
Музыкальный руководитель Фёдорова Н.В., родители, дети.
Музыкальный руководитель Фёдорова Н.В., дети. |
Октябрь |
2 |
«Давайте изучать вместе» |
1.Круглый стол вопросов и ответов, полезные советы и рекомендации родителям, имеющим детей с нарушениями речи. 2. Практическое занятие: «Игры и упражнения по развитию речи детей». 3.Выставка методической литературы и дидактических игр.
|
Учитель-дефектолог Власюк В.Н., родители, дети.
|
Декабрь |
3 |
«Умные пальчики» |
1.Семинар-практикум «Тренируем пальчики – развиваем речь».
2.Картотека игр на кухне.
3.Игры на координацию речи с движением и музыкальным сопровождением.
4.Выставка творческих работ «Буквы – самоделки». |
Учитель-дефектолог Власюк В.Н., родители, дети.
Музыкальный руководитель Фёдорова Н.В., родители, дети.
Учитель-дефектолог Власюк В.Н. |
Февраль |
4 |
«Мой ребёнок - будущий первоклассник» |
1.День открытых дверей.
2.Консультация «Психологическая и речевая готовность детей к школе» |
Учитель-дефектолог Власюк В.Н.
Педагог-психолог Синицина О.Б., учитель-дефектолог Власюк В.Н. |
Апрель |
В результате работы семейного клуба «Совёнок» по развитию речевой культуры, повысился уровень заинтересованности родителей в работе с детьми, увеличилась положительная динамика речевого развития детей, отношения между родителями и дефектологом стали более доверительными.
Я убеждена, что работа с родителями в рамках семейного клуба «Совёнок» способствует активизации сотрудничества родителей и ДОУ. Она приносит взаимную помощь и сотрудникам, и родителям. Участие в заседаниях клуба помогает родителям ощутить личную причастность к воспитанию ребенка, проникнуться его интересами, окунуться в профессиональную среду, побуждающую к получению дополнительных знаний. Благодаря участию в совместной деятельности родители получают представление о работе дефектолога и других педагогов, испытывают уважение к их труду, устанавливают дружеские отношения с другими родителями.