Власюк Вера Николаевна

Выступление на ГМО

19 декабря 2016

 

 

Активизация сотрудничества родителей и ДОУ в рамках семейного клуба по развитию речевой культуры

Семья — основная ячейка любого общества и любой цивилизации.

Рабиндранат Тагор

 

    Первые знания о родном языке ребёнок получает в семье. Именно в семье создаются социально-культурные условия, в которых ребёнок начинает овладевать речью.  Однако,  как показывает практика,  с каждым годом наблюдается увеличение детей с нарушением речи. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии так же высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. В связи с этим стала актуальной проблема поиска оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с нарушениями речи  и включения родителей в педагогический процесс.

   Учитывая запросы родителей и назревшие проблемы, я организовала  в  ДОУ семейный клуб «Совёнок». Семейный клуб «Совёнок» имеет  познавательно-речевое направление.

   Целью данного семейного клуба является повышение педагогической грамотности  родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка.

Задачи:

  1. Вовлечь родителей во взаимодействие с ДОУ по вопросам формирования правильной речи детей через использование различных форм работы.
  2. Повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей путём психолого-педагогического просвещения.
  3. Формировать осознанное отношение семьи к коррекционному обучению и воспитанию детей.
  4. Познакомить родителей на практике с требованиями, приёмами и содержанием коррекционной работы с детьми.
  5. Помочь родителям приобрести специальные знания необходимые для занятий с детьми дома.
  6. Создать благоприятный климат в ДОУ и семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка.

   Реализуя данные задачи, ожидаю получить следующие результаты:

  • повысить уровень заинтересованности родителей в работе с детьми;
  • активизировать детей и родителей при их совместной работе;
  • увеличить положительную динамику речевого развития детей;
  • наладить контакт: сделать отношения более доверительными между родителями и детьми, родителями и дефектологом;
  • повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам речевого развития;
  • включить родителей в воспитательно-образовательный  процесс ДОУ;
  • расширить знания родителей о дидактических играх, которые можно использовать в домашних условиях для познавательного и речевого развития ребёнка;
  • помочь приобрести новые и обогатить имеющиеся знания  родителей в области речевого и познавательного  развития;
  • активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

   Заседание семейного клуба «Совёнок» проходит 1 раз в два месяца. Его  посещают все желающие родители  воспитанников нашего ДОУ, но большую часть составляют родители детей зачисленных на логопункт. Я организую встречи с родителями, используя разные формы работы:

1)  анкетирование, которое  позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей;

2) консультации для родителей по запросам родителей, по интересующим и волнующим вопросам речевого и познавательного развития ребёнка;
3)  дни открытых дверей.  Проводятся для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним;
4) семинары-практикумы,  мастер-классы, тренинги. Проводятся с целью приобретения не только новых знаний, но и получения необходимых практических навыков для дальнейшей помощи своему ребёнку в процессе обучения и воспитания.
5) круглые столы, родительские собрания, где происходит обсуждение или освещение каких-либо вопросов, все родители имеют равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке;

6) выставки творческих работ, дидактических игр, методической литературы, которые способствуют распространению педагогических знаний среди родителей, а так же активизации педагогического самообразования родителей;

8)  конкурсы, развлечения, праздники создают дружеские отношения между взрослыми и детьми, воспитывают интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность, способствуют развитию мыслительной и речевой деятельности детей.

      Тематику  встреч в клубе выбираю с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу коррекционно-образовательного процесса проблем. Предварительно с родителями провожу анкетирование  или индивидуальные беседы, которые также выявляют их интересы, запросы, проблемы, трудности и пожелания. На основе этих данных, совместно со специалистами ДОУ, составляю тематический план работы клуба.

Перспективный тематический план работы семейного клуба «Совёнок»

на 2016-2017 учебный год

Тема мероприятия

Форма проведения

Ответственный

Сроки

1

«Играя, учимся красиво говорить»

1. Анкетирование: «Что я знаю о ребенке»

2.Консультация «Фонематический слух – как основа понимания речи».

 

3.Семинар-практикум

«Игры на развитие фонематического слуха».

 

4.Мастер-класс «Изготовление шумовых инструментов».

 

5.Сценки с шумовыми инструментами «Мышиная история», «Заяц в лесу».

Руководитель: учитель-дефектолог Власюк В.Н.

 

 

учитель-дефектолог Власюк В.Н., родители, дети.

 

Музыкальный  руководитель Фёдорова Н.В., родители, дети.

 

 

Музыкальный  руководитель Фёдорова Н.В., дети.

Октябрь

2

«Давайте изучать вместе»

1.Круглый стол вопросов и ответов, полезные советы и рекомендации родителям, имеющим детей с нарушениями речи.

2. Практическое занятие: «Игры и упражнения по развитию речи детей».

3.Выставка методической литературы и дидактических игр.

 

Учитель-дефектолог Власюк В.Н., родители, дети.

 

Декабрь

3

«Умные пальчики»

1.Семинар-практикум «Тренируем пальчики – развиваем речь».

 

2.Картотека игр на кухне.

 

3.Игры на координацию речи с движением и музыкальным сопровождением.

 

4.Выставка творческих работ «Буквы – самоделки».

Учитель-дефектолог Власюк В.Н., родители, дети.

 

 

 

Музыкальный  руководитель Фёдорова Н.В., родители, дети.

 

Учитель-дефектолог Власюк В.Н.

Февраль

4

«Мой ребёнок - будущий первоклассник»

1.День открытых дверей.

 

2.Консультация «Психологическая и речевая готовность детей к школе»

Учитель-дефектолог Власюк В.Н.

 

Педагог-психолог Синицина О.Б., учитель-дефектолог Власюк В.Н.

Апрель

 

   В результате работы семейного клуба   «Совёнок» по развитию речевой культуры,  повысился уровень заинтересованности родителей в работе с детьми, увеличилась положительная динамика  речевого развития детей, отношения между родителями и дефектологом стали более доверительными.

Я убеждена, что работа с родителями в рамках семейного клуба «Совёнок» способствует активизации сотрудничества родителей и ДОУ. Она приносит взаимную помощь и сотрудникам, и родителям. Участие в заседаниях клуба помогает родителям ощутить личную причастность к воспитанию ребенка, проникнуться его интересами, окунуться в профессиональную среду, побуждающую к получению дополнительных знаний. Благодаря участию в совместной деятельности родители получают представление о работе дефектолога и других педагогов, испытывают уважение к их труду, устанавливают дружеские отношения с другими родителями.

Оставить комментарий: